Об ансамбле

ИХ ТАНЕЦ БРОСАЕТ ВЫЗОВ ЗАКОНАМ ГРАВИТАЦИИ

«Попытайтесь подпрыгнуть, сгруппировавшись в воздухе, затем упадите на пол прямо на колени и вскочите вновь, чтобы повторить все снова и снова! Выполните вращение на пальцах в мягких сапогах с такой скоростью, чтобы никто не рассмотрел вашего лица. И тут же вращайтесь на коленях по периметру сцены. Очаруйте прекрасных дам, спокойно и игриво наблюдающих за вашим смелым танцем, цель которого – завоевать их благосклонность».

The Washington Post (США)

С первых дней основания «Сухишвили» гастролировали по всему миру, поражая своими танцами жителей Земного шара.

Больше 90 миллионов зрителей посмотрели их живые выступления – это почти вековой успех.

Ежегодно коллектив дает около 300 выступлений. Миллионы человек в более сотни стран раскупают билеты, где, хоть и на разных языках, но легко читается фамилия Сухишвили, Sukhishvili… выступления которых дарят публике яркие зажигательные эмоции.

Так говорят и пишут о «Сухишвили» международные СМИ:

«Это даже не танец – это полет», «Восьмое чудо света», «Лучшее шоу на Бродвее», «Ураган на сцене», «Волшебство из Грузии», «Уникальный феноменом», «Опасные танцы грузинских мужчин», «Само совершенство», «Драгоценный фольклорный камень в классической огранке»…

ИСТОРИЯ

Национальный балет Грузии «Сухишвили» был основан в 1945 году Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, которые стали партнерами не только на сцене, но и в жизни.

«Мысль о создании ансамбля зародилась еще в 1935 году, когда Илико Сухишвили, вместе с группой грузинских танцоров был командирован в Лондон на всемирный фестиваль народного танца. Успех грузинских танцоров на этом празднике и огромное разнообразие танцев разных стран мира настолько увлекли нас, что мы решили создать ансамбль грузинских народных танцев.

 …Мы задались целью не только перенести на сцену распространенные народные танцы, но и восстановить забытые, а также создать новые на народной основе.

 …Мы хорошо понимали, что по законам сцены нельзя переносить танцы на подмостки в нетронутом виде. От постановщика требуется способность найти гармонию между фольклорным материалом и режиссерской обработкой, или, другими словами, танцы для показа на сцене должны быть театрализованными», – писала Нино Рамишвили.

Прославленный балетмейстер Илико Сухишвили родился в 1907 году в Тбилиси. Танцевать он начал с самого детства. В 1923-1926 годах юноша учился танцевальному мастерству в студии, вскоре стал помощником хореографа и преподавателем. В 1927 году его впервые пригласили в театр Оперы и Балета города Тбилиси в качестве танцора. А уже в следующем году  он стал солистом. В 1935 году Илико занял первое место и получил золотую медаль королевы Англии на всемирном фестивале народного танца. С успехом к нему пришло желание развивать народное танцевальное искусство Грузии. Илико начинает размышлять, как создать национальную труппу.

Жена Илико и его муза, Нино Рамишвили родилась в 1910 году в Тбилиси. Она также, как и муж, начала танцевать в детстве. Нино познакомилась с Илико в Театре оперы и балета, когда пришла туда в качестве танцовщицы. В 1927 году получила ведущую роль в спектакле «Лебединое озеро», затем танцевала в «Дон Кихоте» и других классических спектаклях. Будущие супруги много работали вместе, и через некоторое время поженились. После основания собственной труппы Нино стала хореографом и солисткой балета. Супруги воспитали коллектив и популяризировали его во всем мире, а благодаря их кропотливому труду имя Сухишвили стало символом виртуозности, мастерства и огромного таланта.

Интересен один примечательный случай, произошедший с Сухишвили в далекие 20-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге. Танцор и хореограф Джордж Баланчин тогда звал Илико вместе с ним уехать  сначала в Лондон, а затем в США. Но Илико Сухишвили твердо сказал, что свою мечту он намерен осуществить исключительно в Грузии. Спустя много лет, в 1959 году, Сухишвили приехал со своим ансамблем на гастроли в Нью-Йорк. Они встретились с Баланчиным, тогда уже считавшимся основоположником американского балета. Джордж напомнил ему о своем давнем приглашении и сказал: «Видишь, Илико, я тоже не прогадал. Я основал нью-йоркский балет. В общем, мы оба создали то, о чем когда-то мечтали».

Тогда ансамбль «Сухишвили» приехал в Нью-Йорк, чтобы 15 раз подряд выступить в Madison Square Garden.

Нино и Илико создали не только коллектив и новую хореографию, но и  уникальную музыку к своим танцам, ведь каждый из них – это удивительная история, воплощенная на сцене.

Ансамбль «Сухишвили» осуществил инновационную реформу в грузинском танце, оттолкнувшись от принципов модерн-балета.

Грузинские танцы делятся на сольные, парные и групповые. Каждый танцор должен подчиняться требованиям общего посыла и его выражения в танце. В то же время исполнители не теряют свою индивидуальность, так как часть танцев подразумевает конкуренцию между ними по силе, ловкости, высоте прыжков и рискованным па.

Роль женщин-танцовщиц — это и обаяние и изящество, сравнимое с грациозностью классического балета, где каждая эмоция и чувство отражаются особым движением. Они нежны и спокойны, они делают небольшие шажки, создавая впечатление скольжения, парения по воздуху.

ДИНАСТИЯ

I поколение (1945-1985 гг.) – Нино Рамишвили и Илико Сухишвили (основатели)

II поколение (1985-2000 гг.) – Тенгиз Сухишвили и Инга Тевзадзе-Сухишвили (дети)

IIIпоколение (с 2000 года) – Нино и Илико Сухишвили (внуки)

Благодаря династии Сухишвили искусство национального танца Грузии по сей день находится на пике популярности.

«Безупречно прямые линии, синхронность в танце, захватывающие трюки, прыжки и движения – главные приоритеты Сухишвили – неизменны по сей день».

Илико Сухишвили младший

 КНИГА РЕКОРДОВ ГИННЕСА И КОЛЛЕКЦИЯ ИВ СЕН-ЛОРАНА

Национальный балет Грузии стал единственным ансамблем танца, который установил мировой рекорд (занесен в книгу рекордов Гиннеса) на знаменитой сцене «Ла Скала» в Милане. Концерт произвел фурор: занавес театра поднимался 14 раз, так был побит рекорд Энрико Карузо, где занавес поднималась 11 раз.

Перед первым концертом балета в Париже очередь к концертному залу растянулась на три квартала. Илико Сухишвили признался тогда, что никогда в жизни не видел ничего подобного. На выступлении присутствовало много известных людей: балетмейстер Серж Лифарь, кинозвезды Симона Синьоре, Ив Монтан, Жерар Филип, Жан Маре, писатель Луи Арагон и многие другие. В одном и том же зале в Париже «Сухишвили» провели 35 аншлаговых концертов подряд.

К слову, именно после гастролей во Франции в женскую моду вошли высокие сапоги и объемные меховые шапки. А в коллекции Ив Сен-Лорана появились большие полосатые пояса с бантом, которые популярны и сейчас.

Недавно, на неделе моды в Тбилиси были представлены винтажные костюмы созданные Нино Рамишвили совместно с домами Chanel, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani, Christian Dior в 50-60-х годах, наряды, в которых она выходила на сцену. Наряды легендарной Нино для недели моды предоставила ее внучка Нино Сухишвили, которая в настоящее время является художественным руководителем ансамбля.

ОПАСНЫЕ ТАНЦЫ ГРУЗИНСКИХ МУЖЧИН

Искры от сабель и кинжалов летающих над сценой мужчин Сухишвили. Здесь все по-настоящему: жгучая страсть, невероятная скорость, точность и сила.

Грузинские танцоры поражают своей хореографией, вихревыми вращениями в воздухе и на земле, головокружительными прыжками, наполняющими сцену динамичной энергией. Мужчины танцуют с удивительной точностью, а женщины двигаются с плавной грацией ангелов. Союз бравады и грациозности делает программу абсолютно незабываемой и не похожей на другие.

Визитная карточка ансамбля – «Танец на пальцах». Это знаменитое хореографическое движение, которое требует высочайшего мастерства танцовщика. Ему начинают учиться с 5 лет, и оттачивают мастерство на протяжение всей жизни. Кстати, в этом движении присутствует и элемент обольщения: издавна считалось, что становиться на колени перед красавицей неприемлемо, а вот на пальцы – особый шик и восторг.

Они танцуют на носках и без помощи «блочных» туфель. Невероятная демонстрация мужественной энергии – впечатляющие прыжки и повороты, невероятные спины – исполненные со скоростью и точностью, которую вряд ли можно себе представить. Они – единственные мужчины в мире, которые танцуют на носках.

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ И КОРОЛЕВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Энергетический и эмоциональный катарсис возникающий во время выступления балета составил конкуренцию даже такому знаменательному событию, как мировой чемпионат по футболу! Во время его проведения в Великобритании, зал был заполнен фанатами, полностью! А Королева Великобритании, восхищенная выступлением, лично вручила золотую медаль Илико Сухишвили.

В США выступления коллектива было дважды признано лучшим шоу на Бродвее!

Поклонниками Балета «Сухишвили» были Джон Фицджералд Кеннеди, Фидель Кастро, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Пеле, Фрэнк Синатра, Жан Габен, Брижит Бардо, Уолт Дисней, Чарли Чаплин, а сейчас Кира Найтли, Стинг и многие другие.

 

КОСТЮМЫ

Сейчас коллекция костюмов Национального Балета Грузии насчитывает огромное количество экземпляров для более 150 танцевальных номеров, все они изготавливаются из эксклюзивных натуральных тканей, используется вышивка, роспись, аппликация, метал, камни… Иногда один костюм изготавливается за неделю, а иногда более месяца, в зависимости от сложности.

Есть часть раритетных костюмов, которые были созданы в 60-х годах, к ним бережно относятся и используют по сей день. Реквизит включает сабли и кинжалы, которые также используются в танцах.

Изначально костюмы были разработаны известным художником Симоном (Солико) Вирсаладзе (1908-1989). Теперь художником по костюмам выступает художественный руководитель коллектива Нино Сухишвили (III поколение).

МУЗЫКА И ОРКЕСТР

Балет гастролирует в сопровождении собственного оркестра, где собраны эксклюзивные инструменты, музыканты владеют особенной техникой исполнения, которой не учат ни в одной музыкальной школе, она передается из поколения в поколение.

МУЗЕЙ «СУХИШВИЛИ»

В Тбилиси можно посетить действующий музей, в котором представлены раритетные костюмы, наряды и аксессуары, личные коллекции легендарных Нино и Илико. Коллекции ключей от разных городов мира и многие другие реликвии из  почти вековой истории Ансамбля.

ФИЛЬМЫ И КНИГИ О СУХИШВИЛИ

Ансамбль «Сухишвили» снялся в художественных фильмах: «Кето и Котэ», «Элисо», «Встреча в горах», «5 дней в августе».

Документальные фильмы о «Сухишвили»: «Мир аплодирует», «С триумфом по миру», «Триумф в Ла Скала», «По тропинкам и дорогам», «Долли», «Ураган на сцене», «Ключи».

Книги о «Сухишвили»:
«С триумфом по миру», «Триумф продолжается», «Грузинский Национальный балет «Сухишвили».

Грузинский Национальный Балет представляли многие известные импресарио и компании со всего мира, его выступления проходили в Альберт-Холле, Колизее, Метрополитен-опера, Мэдисон-Сквер-Гарден и десятках других известных мест.

США

Kennedy Center (Washington, D.C.)

Wolf Trap Center (Washington, D.C.)

Hollywood Bowl (Hollywood)

Metropolitan Opera (New York)

Madison Square Garden (New York)

Mark Hellinger Theatre (New York)

City Center (New York)

ИТАЛИЯ

Teatro la Scala (Milan)

Teatro la Fenice (Venice)

Teatro Carlo Felice (Genoa)

Teatro San Carlo (Napoli)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Royal Albert Hall (London)

Festival Hall (London)

Dominion Theatre (London)

Palladium Theatre (London)

ФРАНЦИЯ

Concert Hall Player (Paris)

Palais Des Congress (Paris)

ИСПАНИЯ

Teatro Zarzuela (Madrid)

ДАНИЯ

Copenhagen Royal Theatre

АВСТРИЯ

Vienna Concert Hall

А также на самых престижных сценах Австралии, Китая, Кореи, Польши, Украины, Финляндии, Литвы, Эстонии, Латвии, Чехии, Швейцарии, Болгарии, Греции, Израиля, Сингапура и многих других стран.

About us

THEIR DANCE DEFIES THE LAWS OF GRAVITY

“Try to jump up grouped in the air and then fall on the floor right on kneecaps and spring to your feet again as to repeat everything again and again. Perform the rotation on your toes being booted in soft boots with such velocity that no one could see your face. And immediately twist on your knees on the edge of the scene. Enchant lovely ladies, peacefully and archly overseeing your dare dance, the aim of which – is to get on their good side”.

The Washington Post (USA)

“Sukhishvili” has been toured all over the world striking the inhabitants of the globe with their dances since the foundation.

More than 90 million of spectators have already seen their live performances – it is almost a century success.

Every year the team performs about 300 acts. Millions of people in more than 100 countries are literally snapping up tickets, where the name of Sukhishvili is easily readable albeit in different languages… and whose performances brings outstanding and lively emotions to the audience.

This is how international mass media say and write about “Sukhishvili”:

“It’s not even a dance – it’s a flight”, “The eighth Wonder of the World”, “The best show on Broadway”, “The hurricane on the stage”, “Magic from Georgia”, “Unique phenomenon”, “Dangerous Dances of Georgian Men”, “Poetry in motion”, “Precious folk stone in classic gem cutting”…

HISTORY

The “Sukhishvili” Georgian National Ballet was founded by Iliko Sukhishvili and Nino Ramishvili in 1945 who became partners not only on the stage, but in life too.

“The idea to create the ensemble conceived back in 1935 when Iliko Sukhishvili along with the group of Georgian dancers was seconded to London to the world festival of folk dance. The success of Georgian dancers at this festival and the huge variety of dances from different countries of the world has so fascinated us that we decided to create the ensemble of Georgian folk dances.

… We have aimed not only to move on the stage popular folk dances, but also to restore forgotten, as well as to create new dances on a folk basis.

… We were fully aware that it is forbidden to move dances on the boards in pristine condition according to the law of the stage. Director needs the ability to find harmony between the folklore material and the directorial treatment, or, in other words, the dances must be theatrical to be shown on stage” – wrote Nino Ramishvili.

A famous ballet-master Iliko Sukhishvili was born on 1907 in Tbilisi. He started dancing since he was a child. In 1923-1926 the young man studied dancing at a studio, soon he became the assistant of a choreographer and teacher. In 1927 he has been invited to the Opera and Ballet Theater of the city of Tbilisi as a dancer for the first time. And next year he became a soloist. In 1935 Iliko got first place and was awarded with the Gold Medal of the Queen of England at the World Festival of folk dance. Along with success, the desire to develop folk dance art of Georgian came to him. Iliko started to reflect how to create national troupe.

Iliko’s wife and his muse, Nino Ramishvili was born on 1910 in Tbilisi. She also started to dance since she was a child, like her husband did. Nino became acquainted with Iliko in Opera and Ballet Theatre when she came here as a dancer. In 1927 she landed a leading role in the performance “Swan Lake”, than she danced in “Don Quixote” and other classical performances. The future spouses worked a lot together and after a while they got married. After the foundation of their own troupe, Nino became a choreographer and ballet soloist. The spouse brought up the team and promoted it throughout the world, and thanks to their painstaking work, the Sukhishvili name became a symbol of virtuosity, mastery and great talent.

There is one remarkable event that happened to Sukhishvili in the latest 20th years of the past century in Saint Petersburg. At that time, a dancer and choreographer George Balanchine was offering Iliko to go with him to London at first and then to the USA. But Iliko Sukhishvili crisply said that he was intended to realize his dream in Georgia only. Many years later, Sukhishvili arrived to New-York with his ensemble on tour in 1959. There he met Balanchine, who at that time was already considered a founder of American ballet. George reminded him about his longtime invitation and said: “You see, Iliko, I didn’t lose too. I founded the New York ballet. So, we both created things that we used to dream about”.

At that time “Sukhishvili” ensemble arrived to New-York to perform at Madison Square Garden 15 times in a row.

Nino and Iliko created not just a team and new choreography, but unique music for their dances, because each of them – it’s an amazing story embodied on the stage.

“Sukhishvili” ensemble has achieved innovative reform in Georgian dance, having departed from the principles of modern-ballet.

Georgian dances are divided into solo, partner and group. Every dancer must knuckle under to the demands of general message and its expression in the dance. At the same time, the performers hold down their individuality as part of the dances implies competition between them in strength, dexterity, height of jumps and risky steps.

Role of female dancers is both charm and elegance comparable with gracefulness of classical ballet, in which every emotion and feeling are reflected by special motion. They are gentle and calm; they do little steps giving the impression of gliding, bangling.

DYNASTY

I generation (1945-1985) – Nino Ramishvili and Iliko Sukhishvili (the founders)

II generation (1985-2000) – Tengiz Sukhishvili and Inga Tevzadze- Sukhishvili (children)

III generation (since 2000) – Nino and Iliko Sukhishvili (grandchildren)

Thanks to the dynasty of Sukhishvili, the art of Georgian national dance is still at the peak of popularity.

“Perfectly straight lines, synchronicity in a dance, exciting tricks, leaps and movements – these are main priorities of Sukhishvili – unchanged till the present day”.

Iliko Sukhishvili Jr.

GUINNESS BOOK OF WORLD RECORDS AND COLLECTION OF YVES SAINT-LAURENT

The National ballet of Georgia became the only dance ensemble that set a world record (is entered to the Guinness Book of Records) on the famous “La Scala” stage in Milan. The concert causes a furor: the curtain of the theater was drawn 14 times, so the record of Enrico Caruso was broken, where the curtain was drawn 11 times.

Before the first ballet concert in Paris, the queue to the concert hall stretched out to three quarters. Iliko Sukhishvili admitted than that he had never seen anything like that. Many famous people attended the performance: choreographer Serge Lifar, movie stars Simone Signoret, Yves Montand, Gerard Philip, Jean Marais, writer Louis Aragon. “Sukhishvili” hold 35 top-billed concerts in a row at the same hall in Paris.

By the way, right after the tour in France, high boots and bulky fur hats gained popularity. And in the collection of Yves Saint Laurent appeared large stripped belts with a bow, which are still popular.

Recently, at fashion week in Tbilisi, vintage costumes created by Nino Ramishvili along with the houses of Chanel, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani, Christian Dior in the 1950s and 1960s, the outfits she was wearing when she was coming on the stage. Dresses of legendary Nino for fashion week were given by her granddaughter Nino Sukhishvili, who is currently the art director of the ensemble.

DANGEROUS DANCES OF GEORGIAN MEN

The sparks from the sabers and daggers of flying Sukhishvili men over the scene. Everything is for real here: burning passion, incredible speed, exactness and power.

Georgian dancers are striking through their choreography, whirligig rotations in the air and under foot, dizzying leaps filling the stage with dynamic energy. Men are dancing with amazing precision, and women are moving with the smooth grace of angels. Union of bravado and gracefulness makes the programme absolutely unforgettable and different from others.

The visiting card of the ensemble – “The dance on the toes”. This is a famous choreographic movement, which requires the highest skills of a dancer. The movement starts to be learned since 5 and skills are sharpening throughout the life. By the way, such move contains the element of seduction: it was believed for a long time that it is inadmissible to beg on knees before a beautiful woman, but on toes – special chic and delight.

They are dancing on tip-toes and without support of “blocky” shoes. An incredible demonstration of courageous energy — impressive leaps and turns, incredible backs – performance with speed and accuracy which can hardly be imagined. They are the only men in the world dancing on tip-toes.

GOLD MEDAL AND THE QUEEN OF GREAT BRITAIN

Energetic and emotional catharsis arising during the ballet performance has competed even with such a significant event as the world football championship! During its holding in the UK, the hall was filled with fans, completely! And the Queen of Great Britain, delighted with the performance, personally handled the gold medal to Iliko Sukhishvili.

In the USA, the team’s performance was recognized as the best show on Broadway two times!

John Fitzgerald Kennedy, Fidel Castro, Jawaharlal Nehru, Indira Gandhi, Pele, Frank Sinatra, Jean Gabin, Brigitte Bardot, Walt Disney, Charlie Chaplin, and now Keira Knightley, Sting and many others were the admirers of the “Sukhishvili” Ballet.

DRESSES

Currently, collection of dresses of the Georgian National Ballet comprises a huge number of exemplars for more than 150 dance numbers and all of them are made of exclusive natural fabrics, as well as embroidery, painting, application, metal, stones are also used. Sometimes, one dress can be prepared in a week, and sometimes more than a month, depending on difficulties.

There is a part of vintage costumes which were created in 60th they are carefully treated and used till present time. The prop includes swords and daggers, which are also used during dancing.

Initially, the dresses were created by famous artist Simon (Soliko) Virsaladze (1908-1989). Now, the costume designer is the art director of the team Nino Sukhishvili (III generation).

MUSIC AND ORCHESTRA

The ballet performs on tour accompanied by own orchestra which has collected exclusive instruments, and musicians possesses special art of performance which is not taught at any music school, it passed down from one generation to the next.

“SUKHISHVILI” MUSEUM

In Tbilisi, you can visit existing museum in which ancient costumes, dresses and accessorizes, personal collections of legendary Nino and Iliko are represented. Collection of keys from different cities of the world and many other relics from the almost century-long history of the Ensemble.

MOVIES AND BOOKS ABOUT SUKHISHVILI

The “Sukhishvili” ensemble played in feature films: “Keto and Kote”, “Eliso”, “Meeting in the mountains”, “5 days in August.”

Documental films about “Sukhishvili”: “The World applauds”, “With triumph over the world”, “Triumph in La Scala”, “By paths and roads”, “Dolly”, “Hurricane on the stage”, “Keys”.

Books about Sukhishvili:
“With triumph over the world”, “Triumph continues”, “Georgian National Ballet “Sukhishvili ”.

Georgian National Ballet was represented by many famous impresarios and companies from all over the world, its performances were held in Albert Hall, the Colosseum, the Metropolitan opera, Madison Square Garden and dozens of other famous places.

USA
Kennedy Center (Washington, D.C.)
Wolf Trap Center (Washington, D.C.)
Hollywood Bowl (Hollywood)
Metropolitan Opera (New York)
Madison Square Garden (New York)
Mark Hellinger Theatre (New York)
City Center (New York)

ITALY
Teatro la Scala (Milan)
Teatro la Fenice (Venice)
Teatro Carlo Felice (Genoa)
Teatro San Carlo (Napoli)

GREAT BRITAIN
Royal Albert Hall (London)
Festival Hall (London)
Dominion Theatre (London)
Palladium Theatre (London)

FRANCE
Concert Hall Player (Paris)
Palais Des Congress (Paris)

SPAIN
Teatro Zarzuela (Madrid)

DANMARK
Copenhagen Royal Theatre

AUSTRIA
Vienna Concert Hall

As well as at the most prestigious scenes of Australia, China, Korea, Poland, Ukraine, Finland, Lithuania, Estonia, Latvia, the Czech Republic, Switzerland, Bulgaria, Greece, Israel, Singapore and many other countries.